Печатные СМИ умрут, остальные переориентируются на интернет

Печатные СМИ умрут, остальные переориентируются на интернет

Печатные СМИ умрут, остальные переориентируются на интернетПрирост определенный будет, особенно, если мы говорим про радио. У радио прирост аудитории будет связан с ростом автомобилизации населения. У населения продолжает расти количество автомобилей, соответственно, это приводит к увеличению автомобильного радиопотребления, в автомобиле радио — самое доступное медиа.

Что касается телевидения, оно покрывает 100% населения на сегодняшний день, поэтому расширять аудиторию некуда. А уровень телесмотрения, то есть, условно говоря, количество часов, которое люди ежедневно тратят на просмотр телевидения, на наш взгляд, будет стабилен — порядка 4 часов в сутки в среднем. Естественно, это варьируется в зависимости от различных возрастных групп. Пожилые люди смотрят телевидение больше, молодые — меньше.

Тем не менее, произойдут определенные изменения внутри телевидения и внутри радио, и основным драйвером этих изменений, безусловно, будет интернет. Будет постепенно расти доля интернет-радио, то есть потребление радио не через аналоговый радиоэфир, а через интернет-канал. На сегодняшний день уже наблюдается постепенный отток домашнего радиослушания в пользу интернет-сервисов потокового радио, будь то музыка в социальных сетях или музыкальные порталы. В связи с этим происходит постепенное распределение в пользу «разговорных» радиостанций, они обладают конкурентным преимуществом перед музыкальными просто потому, что у них уникальный контент.

Если говорить про телевидение, основной тенденцией будет диверсификация телевидения, причем как с точки зрения источников телевизионного контента, так и сточки зрения устройств, с помощью которых этот контент потребляется. С одной стороны, у нас все большее количество людей смотрит телевидение не при помощи телевизора, а при помощи альтернативных устройств — будь-то планшеты, смартфоны или компьютеры. С другой стороны, можно говорить о том, что ближайшие годы станут годами роста сервисов альтернативной дистрибуции телеконтента именно различных платформ, которые принимают телевизионный контент и дальше его уже продают аудитории. Телеканалы в привычном понимании слова перестают быть монополистами дистрибуции телевизионных программ.

Исчезновение бумажных версий СМИ не означает исчезновения самих СМИ. Понятное дело, что в дальнейшем все большее количество изданий будет переходить в интернет, отказываясь от печатных версий. Печатные версии будут сохраняться, и больше всего они будут сохраняться в сегменте бесплатных газет. В связи с этим надо отметить, что у нас крупнейшие массовые газеты, такие как «Комсомольская правда», сейчас как раз думают над тем чтобы перейти на бесплатный формат. Безусловно, бесплатные газеты исчезнут последними.

Paywall в России будет присутствовать в том или ином виде, однако, на мой взгляд, он будет присутствовать в меньшем масштабе по сравнению со странами Западной Европы и США. Чтобы внедрять paywall, нужно обладать стабильной, и что еще более важно, очень лояльной аудиторией. Прежде всего, это подходит изданиям делового сегмента.

У нас единственный работающий пример рaywall в стране — это газета «Ведомости», для нее этот формат подходит. Однако этот формат принципиально не подходит таким массовым изданиям как «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», потому что специфика их контента такова, что можно найти бесплатные аналоги. Модель рaywall в той или ной форме в России будет присутствовать, однако она не будет определять в целом структуру рынка.

«Умрет» большинство изданий, потому что издания второго и третьего эшелона, которых большинство, этой конкуренции не выдержат. Если же мы говорим о лидерах рынка — «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и некоторых других, то они свое существование продолжат либо в модели, если мы говорим про массовые издания, бесплатного распространения, либо в модели рaywall, либо часть из них может закрыть печатные версии, уйти в интернет, зарабатывая на рекламе и спонсорском контенте.

Точной цифры, сколько останется, не берусь сказать, но останется меньшинство, лидеры рынка. Те издания, которые не очень экономически эффективны, не обладают устойчивой лояльной аудиторией, с рынка уйдут. Они уже сейчас уходят, это достаточно заметно и продолжается последние несколько лет. Яркий пример — газета «Газета», которая сперва перестала выходить в бумажном виде и ушла в интернет, потом закрылась и интернет-версия. Очевидно, что эта газета не занимала лидирующих позиций на рынке, поэтому ее уход не сильно кто-то и заметил.

Государственные СМИ — это не очень рыночная история. Все, что касается государственных СМИ, зависит исключительно от того, сколько денег будет им давать государство и на каких условиях. Поэтому строить прогноз в данном случае затруднительно. Я предполагаю, что, условно говоря, издание » Российской газеты » продолжится, в том числе, в бумажном виде, потому что им на это дают деньги из бюджета. То же самое касается региональных правительственных изданий, в каждом регионе есть какая-то основная газета, которая, в том числе, выполняет социальную функцию. Такие издания, я думаю, умрут последними.

Интернет-СМИ мы не анализировали в этом докладе. Естественно, они будут претерпевать определенные изменения, часть этих изменений будет похожа на то, что происходит в сегменте печатных СМИ, например, какие-то деловые интернет-СМИ, возможно, тоже будут переходить на частичную модель рaywall. Однако в целом не думаю, что они претерпят какие-то кардинальные изменения, они будут развиваться вместе с рынком, вместе с технологиями, с ростом аудитории интернета.

Comments are closed