Роль и место СМИ в политической жизни общества

Роль и место СМИ в политической жизни общества

Роль и место СМИ в политической жизни обществаСредства массовой информации являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно массмедиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов. С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции. Ведь массовые коммуникации выполняют в политике пять основных функций. Главная из них — функция формирования политической массы. В качестве вспомогательных выступают:

интеграционно — коммуникационная;

информационная;

функция организации массового поведения.

В свою очередь массовая коммуникация соединяет людей, предоставляя им одинаковую информацию, прививает нормы, ценности и образцы поведения, приобщая к политической культуре и воспитывая в определенном направлении. На практике именно этими качествами и важна массовая коммуникация в формировании определенного поведения и структурирования сознания граждан в нужном русле. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.

Немалые заслуги журналистов и отдельных изданий на этом поприще, используя изощренные информационные стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением, СМИ стали важнейшим игроком на политическом и экономическом поле. В глазах общественного мнения они претендовали на статус не «четвертой», а «первой» власти. Но реально они были инструментами более серьезных социальных субъектов — олигархов, финансово-промышленных групп, региональных «баронов» и т. п. На данном этапе модернизации СМИ до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ — информирование.

Так как каждый период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования и, самое главное, некими идеологическими и пропагандистскими установками, оказывавшими фундаментальное влияние на политический процесс, нельзя не отметить метаморфозу, связанную с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни. СМИ и журналисты вынуждены не проводить одну (государственную) позицию по важнейшим социально-политическим вопросам, и выражать интересы собственников крупнейших СМИ, что часто приводило их к взаимной травле и «войне компроматов», что на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране резко снизило уровень доверия общества к СМИ в целом. Однако именно на последнем этапе функционирования СМИ информационная функция стала основной, в наборе политических функций СМИ.

Итак, резюмируя все вышесказанное и делая выводы по первой главе можно сказать, что:

Во первых — СМИ неразрывно связанны с политической и общей культурной жизнью общества и являются важнейшими средствами «обратной связи».

Во вторых — периодическая печать была, есть и будет мощным средством идеологического воздействия, так называемой «четвертой властью».

В третьих — телевидение и радио, как средства массовой коммуникации имеют возможность выбора адресности аудитории и максимальности эффекта воздействия.

В четвертых — Именно на последнем этапе функционирования средств массовой информации информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.

На современном этапе развития средство массовой информации следует рассматривать как симбиоз медиасообщества с политической властью.

Comments are closed