Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. СМИ и другие институты социализации влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали.

Проблема взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для современной России. Отсутствие четкого социального заказа государства образовательным учреждениям создало нежелательную ситуацию.

К сожалению взаимодействие школы и СМИ происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Практически все школьники имеют сейчас доступ к ТВ, интернету, прессе.

Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и черпает информацию разного содержания. Так как молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Все это определяет актуальность данного исследования. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т. д. Но тем, ни менее проблема влияния СМИ на формирование личности подрастающего поколения на сегодняшний день остается открытой и актуальной для педагогической среды.

В этом отношении в нашем исследовании попытались выявить уровень зависимости у подростков от средств СМИ, определить некоторые психолого-педагогические особенности влияния СМИ на формирование их личности, разработали систему внеурочных занятий по преодолению негативных факторов влияния СМИ и выработали рекомендации педагогам о рациональном использовании подростками СМИ (в частности интернет и ТВ).

На основе анализа влияния СМИ на формирование личности подростков в психолого-педагогической литературе выявлены позитивные и негативные стороны СМИ в воспитательном плане.

Дадим психолого-педагогическую характеристику некоторых СМИ.

Телевидение. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

  • Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.
  • Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.
  • Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
  • Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов.

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов :

  • СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»
  • средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
  • СМИ служит для взаимного информирования властей и населения;
  • СМИ снимают социальную напряженность.

Пресса. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения — большая социальная потеря

Интернет. Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет.

Динамичный интерфейс Интернета — это комфортное пространство для ребенка. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.

Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Уход детей в интернет может быть проблемой не столько технологической, сколько психолого-педагогической и социальной.

По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы, стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Нередко виртуальная паутина настолько обволакивает, что вырваться из нее дети и подростки уже не в силах. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.

«Интернет-зависимость» — это термин, описывающий непреодолимое желание пользоваться Интернетом. В последнее время среди специалистов также стало популярным понятие «патологическое использование компьютера», которое описывает ситуации, когда компьютер служит источником для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных или учебных интересов, а также для вовлечения во взаимодействие с людьми.

Компьютерная зависимость обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение важными вещами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть его.

Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум — нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей.]

С целью изучения психолого-педагогической проблемы влияния СМИ (Интернет и ТВ) на формирование личности подростков нами был организован педагогический эксперимент на базе городской школы среди учеников 7-го класса. Количество выборки : 23 человек. Возраст : 12 — 14 лет.

Школьникам был предложен тествыявления уровня Интернет — и ТВ-зависимости американского психолога Кимберли Янг, которого мы адаптировали к их возрасту.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты: 34% учеников способны контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета; 62% учеников испытывают определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ; серьезные проблемы, вызванные ТВ и интернетом, испытывает 4%.

Нами также была предложена детям анкета по определению рациональности использования ими компьютерной технологии.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 100% учащихся имеют дома компьютер; 100% умеют работать на нем, при этом 16% учащихся начали работать на компьютере с 4-5 лет, 24% — с 6-9 лет, 33% — с 10-12 лет, 17% с 13-14 лет, 10% — с 15-16 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 74%, от 4 до 10 ч в день — 26%; не работают за компьютером — 0%.

В компьютерные игры играют 90% учащихся, у 13% среднее время игры превышает 5 ч. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 15% учеников. Существенно, что 22% любят игры, в которых присутствуют террор и насилие.

Среди опрошенных 65% учащихся заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это говорит о возможной угрозе возникновения компьютерной зависимости.

Выводы: многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Целью формирования правильного представления использования СМИ у школьников (подростков) нами были подобраны тематика бесед для классных часов о пользе и опасности их для здоровья.

Comments are closed